Законопроект о порядке исполнения решений о месте жительства детей

Законопроект о порядке исполнения решений о месте жительства детей
17 Мая

Правительство Российской Федерации поддержало законопроект, который призван устранить неоднозначность в практике исполнения решений судов об определении места жительства детей. Официально отзыв Правительства еще не опубликован, но его копия имеется в распоряжении Lex Familia.

Необходимость внесения поправок в Гражданский процессуальный кодекс и Федеральный закон об исполнительном производстве вызвана тем, что большое число решений об определении места жительства детей не может быть исполнено приставами-исполнителями.

Причина этого состоит в том, что в судебных актах не всегда указывается, что ответчик, у которого проживает ребенок, обязан передать его истцу, в пользу которого вынесено решение о месте жительства ребенка. Это происходит из-за того, что истцы не заявляют такого дополнительного требования, а ограничиваются требованием об определении места жительства ребенка с ними.

Подобная ситуация также может возникнуть, если ребенок уже после вынесения решения суда принудительно удерживается у родителя, с которым он изначально не проживал. 

Таким образом один из родителей может иметь решение суда о том, что ребенок должен проживать с ним, но при этом в судебном акте не будет указано, что другой родитель обязан передать ему ребенка.

Недостаточное правовое регулирование и неоднозначная судебная практика еще больше усложняют ситуацию. При отсутствии в решении суда указания на обязанность ответчика передать ребенка истцу некоторые суды отказываются выдавать исполнительные листы, а без исполнительного листа истец не может возбудить исполнительное производство и принудить ответчика вернуть ребенка.

В таких ситуациях родители просят суды разъяснить, как же тогда должно быть исполнено решение. Суды при этом могут отказаться давать разъяснения о том, что такое решение исполняется принудительным изъятием ребенка у другого родителя и передачей его истцу. Это вызвано тем, что суд не может принять дополнительное решение по требованию об изъятии ребенка, когда такое требование не было заявлено истцом в основном судебном процессе. Таким образом, у, казалось бы, выигравшего в суде родителя не оказывается на руках ни исполнительного листа, ни разъяснения о том, как решение исполнить.

Конечно, когда второй родитель является добросовестным гражданином и признает законную силу судебного акта, он исполняет решение суда добровольно. Однако из нашей практики мы видим, что такое явление встречается редко, и родители вынуждены обращаться за принудительным исполнением решений судов в Федеральную службу судебных приставов-исполнителей.

Поэтому родителю, с которым суд определил место жительства ребенка, крайне важно иметь на руках исполнительный лист.

Встречаются ситуации, когда суды выдают исполнительные листы на принудительное исполнение решений с формулировкой "определить место жительства ребенка с таким-то родителем", без указания, что при этом ребенка нужно у другого родителя отобрать и передать.

В таких ситуациях уже служба судебных приставов зачастую отказывается что-либо делать, так как в силу Закона об исполнительном производстве пристав должен следовать исполнительному листу и делать лишь то, что в нем указано.

Исправить сложившуюся практику применения действующего законодательства возможно только изменением самого законодательства.

Разработчики законопроекта предлагают внести в Гражданский процессуальный кодекс и Закон об исполнительном производстве следующую норму: "Исполнение содержащихся в исполнительных документах требований об определении места жительства ребенка, о возврате ребенка осуществляется путем отобрания ребенка у должника и его передачи взыскателю. Отобрание ребенка и его передача осуществляются с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также лица, которому передается ребенок".

На данный момент законопроект еще не внесен в Государственную Думу. Для ускорения процедуры рассмотрения планируется использовать законопроект в качестве доработок ранее рассмотренного в первом чтении другого законопроекта — о наделении органов опеки полномочиями на временное помещение в спецучреждение ребенка, который незаконно удерживался одним из родителей.

Мы в Facebook
Мы в Twitter
  • HccH
  • iaml

© 2007–2020 Lex Familia

Карта сайта